ОБНОВЛЕНИЯ
Главная / КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ / Проведение IV театрального конкурса профессиональных и любительских коллективов ЗАТО
ИКОНКА

Проведение IV театрального конкурса профессиональных и любительских коллективов ЗАТО

Дорогие друзья!

Вот и настало время подвести итоги нашей удивительной поездки, которая началась еще в конце 2013 года и длилась практически целый театральный сезон. Чтобы не вносить ненужную суматоху в ваши и без того взволнованные ряды, мы старались по возможности не делиться с вами впечатлениями от увиденного до окончания проекта. К тому же казалось важным, чтобы наши впечатления от спектаклей, которые мы увидели, так сказать, «отлежались». Хотелось сверить свой внутренний камертон, обсудив все увиденные работы не единожды – не только по горячим следам, но и спустя некоторое время после просмотра.

Первое, что необходимо отметить: мы получили необыкновенную возможность увидеть удивительные театральные «товарищества», созданные единомышленниками, как среди профессиональных, так и среди любительских коллективов. Наличие (или отсутствие) товарищества единомышленников, студийности в самом высоком понимании этого слова, по нашему общему мнению, и определяло профессиональный уровень и качество увиденных спектаклей. Именно так: наличие группы единомышленников, объединенных общей художественной задачей.

При этом ошибочно думать, что когда мы говорим о профессиональном уровне, то речь идет исключительно о профессиональных коллективах. В продолжение нашей многомесячной поездки мы убедились, что любое действо, происходящее на сцене, может быть оценено исключительно по законам театра. Вне зависимости от статуса коллектива, от того, имеем ли мы дело с профессиональной или с любительской командой. Здесь мы и столкнулись с проблемой, характерной для любого театрального конкурса, где участвуют любительские коллективы.

Проблема эта заключается в следующем. Цель образования любого профессионального театрального объединения ясна и не вызывает сомнений – это создание профессионального театрального продукта (спектаклей/представлений) с последующим прокатом. Оценивать успешность театра можно только по тому, насколько успешно театр выполняет эти задачи. Отвечает ли его деятельность запросам общества, есть ли у него своя аудитория, есть ли свой неповторимый «язык», на котором он разговаривает со зрителем, есть ли идейный лидер, который определяет этот «язык», и так далее. Гораздо сложнее работает эта схема применительно к театру любительскому. Цели и задачи профессиональных и любительских коллективов отличаются иногда диаметрально, а вот оценивать их приходится по одним и тем же критериям.

За время нашей работы нам не раз встречались коллективы, возникшие, образно выражаясь, не «по театральным соображениям». Иногда мотивация выходить на сцену у участников такого коллектива чрезвычайно далека от мотивации профессионального артиста. Зачастую, это желание просто провести время в приятной кампании и продемонстрировать себя в оригинальных костюмах своим знакомым. И тогда артист (а ведь вне зависимости от статуса театра, такой участник самодеятельности, выходя на сцену, все равно выступает в качестве артиста) не действует, не выполняет сценическую задачу, а исключительно лишь демонстрирует себя в оригинальном образе. Нередко именно такое «любование собой» обусловливает и выбор драматургического материала. Как правило, берутся пьесы, в которых исполнители ошибочно усматривают возможность продемонстрировать свою экстравагантность за счет яркости персонажа, продемонстрировать те личностные качества, которые они не имеют возможности заявить окружающим в обычной жизни.

Нам кажется, что нереализованность в повседневной жизни каких-либо личностных качеств исполнителей, их темперамента вовсе не является убедительной причиной для создания спектаклей. Театр в этом случае становится не самоцелью, а средством для удовлетворения тщеславия — отнюдь не профессионального. И конечно, особенно опасно, когда лидером коллектива становится режиссер, исповедующий именно такую философию существования любительского коллектива. Его участники в этом случае ошибочно считают происходящее театром. Они не способны разглядеть подмену, поскольку доверяют своему руководителю, и в силу возраста, недостаточного опыта считают, что театр существует именно и только для этого. Ситуация достаточно типичная — мы видели нечто подобное среди детских любительских коллективов.

Намного больше уважения заслуживают коллективы, честно обозначившие, что занятие театром — всего лишь способ достичь целей, далеких от самого театра. Не секрет, например, что подобные театральные студии иногда организуются с целью помочь преодолеть физические недостатки, проблемы со здоровьем детей. Когда цель такого объединения точно обозначена, становится понятно, каким образом формировать процесс обучения, какая методология должна быть положена в основу. Разумеется, успешность такого объединения определяется, прежде всего, тем, достигнуты ли поставленные цели — психологические и даже медицинские. Дисциплины, которые в профессиональном театре являются вспомогательными, здесь выходят на первый план. Занятия по речи, сценическому движению, вокалу помогают достижению несколько иных целей, нежели те, что стоят в обычном детском театре, а качество театрального действа уходит на второй план, уступая место задачам более важным. При этом, даже несмотря на такую расстановку приоритетов, спектакли и представления могут быть очень высокого уровня, если руководитель профессионален, а желание участников учиться и играть велико.

Как правило, сильная личная включенность в театральный процесс всех юных артистов приводит к успеху. Мы были счастливы увидеть такой спектакль своими глазами. «Три сказки про Серого» в постановке Владимира Азимова (г. Озерск) с первых же минут заставили забыть о специфике этого театрального объединения. Маленькие артисты максимально точно, по-актерски честно выполняли задачу, следуя режиссерскому замыслу, без всяких скидок на житейские обстоятельства. Это был один из самых веселых и жизнерадостных спектаклей среди тех, что нам довелось видеть. Этот спектакль — лишнее подтверждение тому, что оценивать происходящее на сцене можно только по законам сцены, по законам честного служения Театру. И если создатели спектакля живут и работают по этим законам, результат получается блестящий.

Есть еще одна группа театральных коллективов, о которой следует упомянуть особо. Это исполнители, которые идут на сцену за ощущением «игры», или, если выразиться точнее, идут на сцену, чтобы продемонстрировать, что они «играют». Как ни странно, это очень распространенное явление — к сожалению, оно встречалось довольно часто. Как правило, такое понимание сценического существования прививается не очень профессиональными руководителями. Казалось бы, здесь всего-навсего какое-то упущение по актерской школе – артисты просто не освоили те элементы школы, которые позволяют существовать правдиво. На первый взгляд, эта проблема кажется вполне поправимой и решаемой. Но это абсолютное заблуждение. Как правило, такие коллективы формируются из людей, понимающих театр исключительно как внешнюю демонстрацию – другой способ существования на сцене их не привлекает, не приносит того удовлетворения, за которым они идут в любительский театр. Им неинтересна природа правдивого существования – интересно показывать игру.

К сожалению, это болезнь практически неизлечимая. Не находит понимания ни критика в адрес режиссера и исполнителей, ни попытка объяснить природу театра. На наш взгляд, в данном случае мы имеем дело с системным конфликтом между истинным театром и его суррогатом.

И конечно, мы не можем не сказать о тех удивительных театральных товариществах (именно так, пусть и пафосно, хочется их назвать), которые задаются вполне профессиональными целями, а любительскими называются исключительно исходя из своего статуса, но никак не из отношения к делу. Эти коллективы объединяет одно: их цели такие же, как и в профессиональном театре, но есть определенные ограничения в выборе средств. Например, как правило, исполнители не имеют профессионального актерского образования и учатся в своем коллективе. Это не мешает им идти той же дорогой, что и студенты театральных вузов, осваивая элементы актерской школы и разнообразя свою актерскую «кухню». Результат такой деятельности приближается к профессиональному. Это становится возможным, когда руководит объединением профессиональный человек с театральным мироощущением, лидер, понимающий важность «школы». Именно наличие методики, регулярность тренингов, занятий и, конечно, сложившееся художественное мировоззрение позволяют таким руководителям отбить привкус «дурной самодеятельности» у членов своего коллектива, научить студийцев пониманию законов театра. В таких театрах студийцы получают удовольствие не от сомнительного кривляния, а от раскрытия образа, а ведь именно это и есть основная задача актера. Предвидя вопрос, зачем любительскому театру приближаться к профессиональному, отвечаем: профессионально выполненная задача по постановке спектакля – некий эталон деятельности, как для профессиональных, так и для любительских театров. Нечестно объяснять шероховатости и недочеты спектакля любительским статусом коллектива. Сцена не принимает объяснений, что здесь, дескать, не основное рабочее место участников спектакля, и они занимаются этим по остаточному принципу, в свое удовольствие. Именно это «в свое удовольствие» и объясняет зачастую отсутствие системного подхода и как бы напоминает: участник самодеятельности занимается театром ТАК, как ему доставляет удовольствие и ТОГДА, когда есть желание.

Только отказавшись от этих ложных установок и применяя профессиональные критерии оценки, качественные любительские коллективы выходят на иной, профессиональный уровень, а в будущем (разумеется, при идеальном стечении обстоятельств) могут поменять даже статус коллектива.

Достойным примером такого любительского театра, ставящего перед собой серьезные художественные задачи и с честью решающего эти задачи, стал детский коллектив, созданный педагогом и режиссером Ириной Власовой (г. Лесной), представившей спектакль «Я шел по дороге», а также коллектив, возглавляемый Натальей Кучишкиной (г. Заречный) со спектаклем «Рарака».

Пришла очередь сказать про увиденные нами профессиональные театры. Обсуждать их проще, диапазон связанных с ними проблем конкретнее. В основном, в профессиональном театре проблемы сгруппированы вокруг деятельности режиссера. К ним, режиссерам, и обращены наши следующие вопросы.

Очень часто, когда на постановку приглашается режиссер, не работающий в театре на постоянной основе, мы видим в спектакле вполне типичные проблемы и ошибки. Связаны они, как правило, с тем, что у постановщика, досконально не знающего труппу и возможности артистов, режиссерское решение спектакля вызревает в отрыве от конкретных исполнителей, которым предстоит это решение воплотить. Не желая «видеть» тот состав, который предложен театром для спектакля, режиссер пытается «подтянуть» его до своего замысла, игнорируя актерскую данность. Это может создавать ложное ощущение, что артисты не в силах воплотить задуманное. Между тем, во-первых, задача профессионального режиссера –«открыть» артиста, дав ему точный материал и используя те выразительные ресурсы, которыми артист обладает. Ну, а во вторых, мы прекрасно понимаем, что у актеров в театрах ЗАТО нет возможности часто работать с разными режиссерами в театре, а тем более в кино и благодаря этому развивать определенную гибкость, умение «встроиться» в мироощущение режиссера, принять его понятийный ряд. Эти навыки приходят только с опытом работы с разными мастерами. Режиссерам, ставящим в театрах ЗАТО, следует учитывать специфику местной театральной коньюнктуры. Этим же следует руководствоваться в выборе драматургического материала, который как минимум должен соответствовать составу труппы.

Самые удачные из увиденных нами спектаклей случались, когда режиссер в своей работе руководствовался, прежде всего, желанием раскрыть потенциал артистов, а не давать им материал «на сопротивление».

Серьезная проблема профессиональных коллективов и их руководителей, как нам кажется, – профессиональный разбор драматургического материала. То, что студентам-режиссерам преподается как «Анализ пьесы». Это тот фундамент, на котором строится спектакль, и любые мелочи, не разобранные в застольный период репетиций, выливаются в непонимание артистами того, что они делают на сцене. И, конечно, в непонимание зрителем сквозного действия. Поэтому основное профессиональное требование к режиссеру – умение сделать разбор с артистами. Существуют всевозможные программы для режиссеров по анализу пьесы, как в СТД так и во всевозможных летних театральных школах, которые помогли бы решить эту проблему.

Наконец, еще одна проблема – отсутствие профессионального общения между театрами системы ЗАТО. Мы увидели огромный интерес к деятельности коллег из других городов, но все это не выливается в какие-то профессиональные форматы общения. Между тем, театральные встречи, фестивали, перекрестные гастроли с участием театров из разных городов могли бы стать неоценимым подспорьем для профессиональных театров и любительских коллективов. Актер не может существовать в вакууме, в ситуации отсутствия какой-либо профессиональной информации из своего сообщества, своего референтного круга. Актеру нужно общение с коллегами. Специфика театрального дела еще и в том, что критерии оценки спектаклей могут меняться, как это происходило на протяжении десятилетий, когда открывались новые театры, создавались новые направления. В театральном искусстве нет неопровержимых догм, как в научном сообществе. В театре мы имеем дело с живой, меняющейся материей, изучаем жизнь человеческого духа. Любой актер или режиссер, если он хочет оставаться частью живого театра, не имеющего ничего общего с музеем, должен улавливать изменения во времени и в театральном деле.

Мы попытались вкратце систематизировать увиденные проблемы, с надеждой, что это может помочь, тем, кто в помощи нуждается. Но главный итог этого театрального сезона, свидетелями которого мы стали, – живые спектакли. Зачастую невероятно яркие, эмоционально мощные. Разнообразные по жанрам, стилистике, художественным приоритетам. Мы в мельчайших деталях запомнили спектакли, поставленные в разных городах ЗАТО прекрасными педагогами, работающими с детьми – многие из этих педагогов сами работают в профессиональных театрах. Мы получили огромное удовольствие от соприкосновения с прекрасными актерами, с режиссерами, художниками, организаторами театрального процесса. Мы встретили в ваших городах множество единомышленников – людей, влюбленных в театр, беззаветно и честно ему служащих.

Елена Колыхалова,
Александр Колбовский,
Людмила Ворошилова,
Роман Дробот,
Валерий Маркин.

 

СКАЧАТЬ  ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА


 

СКАЧАТЬ ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ЖЮРИ

 

Смотрите также

Детский поэтический конкурс "Живая Земля» в Зеленогорске

Детский поэтический конкурс «Живая Земля» в Зеленогорске.

15 и 16 апреля, в Центре культуры города Зеленогорска состоялся детский поэтический конкурс «Живая Земля», ...