ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ВОКРУГ КЛАССИКИ!» ЗАВЕРШЕН!
г.Новоуральск 23-27 мая 2016 года
СПАСИБО ВСЕМ:
ОРГАНИЗАТОРАМ ФЕСТИВАЛЯ: Общественному Совету Госкорпорации «Росатом», программе «Территория культуры Росатома», Некоммерческому Партнерству «НескуШный сад», Администрации Новоуральского городского округа.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ОРГКОМИТЕТА ФЕСТИВАЛЯ: Оксане Васильевне Конышевой
КРЕАТИВНОМУ ПРОДЮСЕРУ ФЕСТИВАЛЯ: Елене Колыхаловой
ЭКСПЕРТНОМУ СОВЕТУ: Кириллу Разлогову, Марине Королевой, Михаилу Борисову и эксперту-психологу-Евгении Беляковой
РУКОВОДИТЕЛЮ ШТАБА ФЕСТИВАЛЯ : Максиму Секачеву
А также: Главе Новоуральского городского округа Владимиру Николаевичу Машкову, Начальнику отдела культуры НГО Ирине Вячеславовне Шаповаловой, Светлане Вадимовне Дедюхиной, директору ДШИ -Никите Геннадьевичу Мерзлову .
ФОТОРЕПОРТАЖ С ФЕСТИВАЛЯ
ЗАКРЫТИЕ Фестиваля
Протокол (итоги конкурса) — ПРОТОКОЛ 28.03
Скачать — Заявка Театральный фестиваль
Скачать — Райдер Театральный фестиваль
Информационное письмо
Театральный фестиваль
«ВОКРУГ КЛАССИКИ!»
(театральные постановки по произведениям классических авторов)
среди профессиональных и любительских театральных коллективов ЗАТО
Уважаемые друзья и коллеги!
В этом году мы избрали для нашего театрального фестиваля самую «опасную», самую актуальную и спорную тему: театральные постановки по произведениям классических авторов.Сколько же всего творится вокруг этой классики! И кто эти непостижимые классики , что живут вокруг нас? Который год не стихают споры вокруг премьерных постановок по классическим произведениям с вовлечением в эти дискуссии создателей спектаклей, зрителей, представителей церкви, школьных педагогов, словом, самой широкой общественности.
Почему же именно эти постановки вызывают такой ажиотаж в обществе? К чему обязывает создателей спектаклей работа с классическим материалом? Почему зритель чувствует себя вправе предъявлять претензии режиссерам за неожиданный результат?
В попытке ответить на все эти вопросы каждая сторона старается навязать оппоненту свои критерии для оценки классических произведений и определить их место в нашей жизни. А есть ли эти критерии в театре? Как перевести дискуссию из обывательского спора о вкусах, которым часто грешат и театральные критики, в профессиональный разбор?
Итак, вот, на мой взгляд, основные критерии, по которым можно оценить работу режиссера в постановке по произведениям классических авторов:
— обращение с авторским текстом в драматургическом материале или создание инсценировки, наиболее полно соответствующей замыслу автора, в материале литературном.
— анализ драматургического произведения режиссером. Где тот критический «порог», переходя который, режиссер «уходит» от автора? Изменение конфликта или жанра, заданного автором?
— образ, созданный автором – насколько он «мешает» режиссеру? Не пытается ли режиссер изменить образы персонажей, функции которых он не понимает?
Ответить на эти вопросы вполне возможно, и эти ответы позволят нам понять,имеет ли место «борьба» режиссера с автором. Как спектакль по классическим произведениям превращается в спектакль по его мотивам? Не честнее ли указывать в афише, что это спектакль «по мотивам…», и освобождает ли это от ответственности перед автором? Авторский материал часто служит набором вдохновляющих клише для режиссера. Универсальность такого материала и ограниченное количество сюжетов якобы позволяют использовать классического автора лишь как источник этого сюжета, не более того.
Образно говоря, любой сюжет классического произведения, скандален по определению. В нем заложен жизненный конфликт эпохи, неменяющаяся система комплексов человечества,вечные архетипические образы – именно это делает классику классикой. Режиссер псевдо-экспериментатор не видит этого заложенного в сюжете «скандала» и создает его в противопоставлении своих мыслей – авторским. Конфликт режиссера с автором зачастую становится интереснее конфликта в произведении, вот на чем строится «успех» таких постановок.
Следующая тема для обсуждения – это стиль коммуникации и этикет, присущий оригинальной эпохе. Можно ли его менять или вовсе переносить действие в наши дни? Меняются ли от этого выстроенные автором взаимоотношения персонажей? На каком языке играют артисты – пытаются воспроизвести неизвестный им язык прошлого с его подтекстами и коммуникативными правилами или стараются «обытовить», приблизить к сегодняшнему дню язык оригинала, адаптировать его. Нужна ли такая адаптация? Почему тексты А.Н. Островского в одних постановках звучат естественно, а в других «режут» ухо?
Есть и другая крайность – это попытка создать и «узаконить» некий универсальный канон для классики. Однажды найденное в истории театра решение, может стать каноническим и воспроизводится разными режиссерами, на разные лады. Или же, что происходит чаще, играется некое усредненное, общепринятое представление об эпохе с карикатурными персонажами. Таким образом, из классического произведения уходит «жизнь» и происходит то самое «омертвление», про которое мы часто говорим, критикуя школьное образование и обсуждая скучные спектакли. Главный же парадокс заключается в том, что из Классики, произведения возникшего как проявление самой жизни, при попытке навязать условно «правильную» форму уходит сама жизнь. И возникает имитация: верность форме и канону, игра в «эпоху», музей – вместо театра. Стало быть, верна расхожая фраза про удачные, живые постановки: «Он (режиссер) открыл для нас этого автора заново…» Не в этом ли главный ответ на вопрос, в чем же задача режиссера обратившегося к классике?
Вот какие вопросы мы предлагаем обсудить участникам фестиваля!
К участию в фестивале будут допущены спектакли профессиональных и любительских театров ЗАТО ( взрослые и детские коллективы)по произведениям мировой классики, предварительно отобранные экспертным советомпо высланному видеоматериалу.
Создавая программу фестиваля, мы постараемся учесть успешные форматы прошлого, 2015 года, а так же добавить новые. Например, в этом году после каждого просмотренного спектакля состоится его экспертный разбор. Принимают участие: члены экспертного совета, создатели и исполнители спектаклей, участники фестиваля, делегаты от городов.
Так как разговор о классике предполагает диспут, мы предлагаем еще один новый формат: творческая встреча «Диалог со зрителем» (участвуют члены экспертного совета и театральная общественность г. Новоуральска).Так же, как и в прошлом году, мы привезем обширную образовательную программу, состоящую из мастер-классов, лекций и других форматов.Помимо спектаклей–участников фестиваля, зрители увидят спектакли программы OFF, чтецкие программы по классическим произведениям для детей и взрослых , а создателей спектаклей и творческих делегатов от городов ждет Актерский клуб. И, конечно, в завершение фестиваля состоится подведение его итоговза традиционным Круглым столом.
Сроки проведения фестиваля: 23-27 мая 2016 года Место проведения: Театр музыки драмы и комедии Новоуральского городского округа (г. Новоуральск, Свердловской области) С уважением, креативный продюсер фестиваля- Елена Колыхалова.
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении театрального фестиваля
«ВОКРУГ КЛАССИКИ!»
(театральные постановки по произведениям классических авторов)
среди профессиональных и любительских театральных коллективов ЗАТО
- Общие положения
- Фестиваль проводится среди театральных коллективов городов ЗАТО (Железногорск, Заречный, Зеленогорск, Лесной, Новоуральск, Озерск, Саров, Северск, Снежинск, Трехгорный).
- Цель фестиваля: определение лучших любительских и профессиональных театральных постановок, поставленных по произведениям классических авторов с использованием драматургического или литературного (инсценировка) материала.
- Организатор конкурса: Программа «Территория культуры Росатома», Некоммерческое Партнерство «НескуШный сад», при участии Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ.
- К участию в Фестивале допускаются театральные постановки разных жанров по заявленной тематике по итогам предварительного конкурсного видеоотбора.
- Видеоотбор осуществляет экспертный совет, учрежденный программой «Территория Культуры Росатома».
- Сроки проведения Фестиваля с 23 по 27 мая 2016 г.
г. Новоуральск Свердловской области
- Прием заявок на конкурс проводится с 15 ноября 2015 года по 1 марта 2016 года. Подведение итогов конкурсного видеоотбора осуществляется экспертным советом не позднее 15 марта 2015 года с последующим информированием отобранных участников Фестиваля в течение трех рабочих дней.
- Организационно-хозяйственную деятельность по проведению Фестиваля осуществляет театральная площадка, принимающая Фестиваль (далее – Площадка).
- Участие в Фестивале оплачивается за счет средств программы «Территория культуры Росатома», принимающей стороны и предприятий Госкопрпорации «Росатом».
- Цели и задачи Фестиваля
- Цели проведения Фестиваля:
- повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства работников театров и участников любительских театральных коллективов городов ЗАТО ГК «Росатом»;
- Определение и награждение лучших постановок в любительских и профессиональных театрах ЗАТО;
- популяризация классического искусства в театрах ЗАТО;
- формирование позитивного имиджа учреждения культуры в новых социально-экономических условиях;
- формирование единого социокультурного пространства в городах ЗАТО
- Задачи Фестиваля:
- анализ основных понятий и терминологий, необходимых для разбора классических спектаклей;
- обсуждение критериев оценки классических спектаклей.
- Программа и формат Фестиваля
- Программа Фестиваля содержит спектакли любительских и профессиональных театров ЗАТО, отобранные к показу, а также ряд образовательных мероприятий в рамках программы OFF.
- Программа Фестиваля составляется после объявления результатов конкурсного отбора экспертным советом.
- В программе Фестиваля используются следующие форматы:
- открытие Фестиваля (пресс-конференция для прессы и участников)
- просмотр спектаклей-участников (на протяжении 4-5дней)
- экспертный разбор спектаклей с создателями, исполнителями и другими участниками фестиваля
- викторина для зрителей
- лекция «Где живут классики?»
- мастер-класс по Мастерству Актера
- мастер-класс по Художественному слову(работа с классикой)
- творческая встреча «Диалог со зрителем» (участвуют члены экспертного совета и театральная общественность г. Новоуральска).
- чтецкие программы для детей и взрослых
- круглый стол «Подведение итогов Фестиваля»
- актерский клуб
- закрытие
- Отснятые в рамках Фестиваля образовательные программы и иные форматы рассылаются по театрам и иным организациям культуры ЗАТО как методические пособия, а также публикуются на сайте программы «Территория Культуры Росатома»: www.tercult.ru
- Условия участия в фестивале
- Заявки на участие в конкурсном отборе подаются от театров, учреждений культуры клубного типа, творческих объединений и авторских групп (Приложение 1). К конкурсу допускаются заявки на завершенные (реализованные) проекты.
- Заявка на участие в конкурсном отборе содержит в обязательном порядке видеоматериал, соответствующий одному из следующих критериев:
- запись спектакля, произведенная статичной камерой общим планом;
- запись спектакля, смонтированная с двух или более камер без крупных планов исполнителей, с использованием общих или средних планов.
- Претендовать на участие в Фестивале могут спектакли профессиональных и любительских коллективов (взрослые и детские), соответствующие следующим критериям:
- театральная постановка по пьесе классического автора или по инсценировке литературного произведения классического автора.
- литературно-сценическая композиция по произведениям классических авторов;
- спектакль музыкального театра, в основу либретто которого положено произведение классического автора.
- спектакль кукольного театра, в основу которого положено произведение классического автора.
- Организации, чьи спектакли, отобраны к участию экспертным советом, присылают заполненный технический райдер спектакля (Приложение 2) и все необходимые текстовые и фотоматериалы в трехдневный срок по следующим адресам:
1.Председатель Оргкомитета Фестиваля — Конышева Оксана Васильевна terkult@yandex.ru;
2.Креативный продюсер Фестиваля, координатор и член экспертного совета — Колыхалова Елена Анатольевна kolihalova.lena@yandex.ru;
- Координатор площадки фестиваля: Театр Музыки, Драмы и Комедии (г. Новоуральск)
- Каждый соискатель может представить на конкурс неограниченное количество заявок.
- Заявки направлять на электронный адрес:
OkVKonysheva@rosatom.ru и kolihalova.lena@yandex.ru
Контакты для связи:О.Конышева 8(925)8055858, Е. Колыхалова 8(916)2535102.
- Условия проведения Фестиваля
- Координационную и организационную деятельность по проведению фестиваля осуществляет Оргкомитет программы «Территория культуры Росатома» (далее Оргкомитет).
- Полномочия по разработке программы и форматов Фестиваля делегируются Оргкомитетом креативному продюсеру фестиваля (далее Продюсер).
- Всю необходимую организационно-хозяйственную деятельность по проведению Фестиваля, а так же приему участников и гостей, осуществляет основная Площадка Фестиваля.
- Оргкомитет и Продюсер формируют экспертный совет Фестиваля и оповещают конкурсантов о его составе.
- Продюсер Фестиваля осуществляет координационную работу экспертного совета и сам входит в его состав, а также отвечает перед Оргкомитетом за своевременное выполнение работ экспертным советом.
- Оргкомитет объявляет начало работы Фестиваля рассылкой Положения о проведении Фестиваля и прочих информационных материалов, извещает претендентов на участие в Фестивале о регистрации заявок и принятии их на конкурсный отбор.
- Для просмотра предоставленного видеоматериала заявленных спектаклей координатор экспертного совета собирает экспертный совет, а в дальнейшем проводит итоговое обсуждение заявок и отбор претендентов путем голосования. Протокол голосования предоставляется в Оргкомитет для опубликования результатов конкурсного отбора на сайте Оргкомитета.
- После объявления итогов конкурсного отбора Продюсер Фестиваля составляет программу Фестиваля и предоставляет ее в Оргкомитет.
- Сценическая Площадка, проводящая Фестиваль, получает все необходимые распоряжения по проведению Фестиваля от Оргкомитета и Продюсера в подготовительный период с 1февраля по 25мая 2016года.
- Руководство принимающей Фестиваль площадки учреждает штаб по проведению Фестиваля и осуществляют сбор и обработку технических райдеров спектаклей-участников, а также технических требований от ведущих образовательных программ.
- В период подготовки Фестиваля штаб по проведению Фестиваля обеспечивает всю работу по созданию необходимых условий для проведения спектаклей и фестивальных мероприятий на высоком организационном и техническом уровне.
- Организационная деятельность по приему гостей и участников Фестиваля осуществляется Площадкой Фестиваля под руководством Оргкомитета.
- Деятельность по техническому оснащению спектаклей и мероприятий Фестиваля координируется штабом фестиваля.
- Присланные заявки не возвращаются, рецензии не выдаются.